Восхождение на Эльбрус

Автор  Иван Барболин Четверг, 30 августа 2018 00:00

Эльбрус ждёт вас!

На вопрос – зачем вы идёте в горы? – каждый ответит по-своему. Но во все времена они, таинственные и непостижимые, привлекали к себе внимание искателей приключений. А с развитием человеческой цивилизации стали доступными всё большему числу людей.

Мой очерк о восхождении на Эльбрус с южной стороны для тех, кто хочет подняться на вершину, но не знает, что это такое и как к этому подготовится. А потому бессознательно откладывает сие удовольствие. А ведь в наше время Эльбрус вполне доступен и рад гостям. Я расскажу о своём восхождении на западную вершину. Я не писатель и мой рассказ будет простым. А вы, поверьте, получите много впечатлений и сможете увидеть всё сами, когда там окажитесь.  А ещё, наверное, мной движет удивление. Эльбрус мне показался довольно открытым и не сложным. Но между тем – интересным и захватывающим.

Хочу выразить особую благодарность Белозёровой Анне, которая пригласила меня в это путешествие. Мне самому такая идея в голову бы не пришла))

Это был коммерческий тур. Стоимость - 30 800р. Но там предусмотрены скидки по предоплате. Чем раньше сделаешь предоплату, тем больше будет скидка. Я совершил предоплату до 31 декабря 2017г. – 8 800р. И моя скидка составила 6 000р. Таким образом, тур мне обошёлся в 24 800р. Но это не всё)) Крупную сумму вам неизбежно придётся выложить за специальное альпинистское снаряжение, которое необходимо будет взять в аренду. Ведь вы не альпинист и собственного не имеете, а в простой куртке, джинсах и кроссовках на Эльбрус не пойдёте. Но если у вас всё таки найдётся что-то из вещей, то сможете здорово сэкономить на аренде снаряги. У меня, например, за снаряжение вышло 16 050р. Итого получается, что я отдал в общей сумме – 24 800 + 16 050 = 40 850 рублей. А ведь ещё предстоит купить билеты!) Получается, примерно, 50 000))) Вот, в реальности, на какую сумму вы должны ориентироваться! И это не считая каких-нибудь личных расходов.

После совершения предоплаты вы получаете доступ к материалам тура. Это подробное описание Восхождения, всех перемещений, одежды, которую нужно будет взять с собой, питания и предварительной подготовки. Все транспортные перемещения внутри тура уже входят в стоимость. Одежды у вас получится много!) Её нужно будет очень аккуратно и компактно уложить в свой рюкзак) Ибо это будет не единственное, что туда ещё должно влезть)) Т.к. я буду описывать свой субъективный опыт, то по питанию напишу следующее. В этом туре оно – вегетарианское. Скорее всего, к лучшему. Но я – не вегетарианец) И поэтому всё таки взял с собой немного колбасы, мясных и рыбных консервов)) Дело в том, что на большой высоте у человека могут случиться проблемы с пищеварением, что создаёт дополнительные сложности в восхождении. И питание без мяса должно смягчить этот момент. У меня ничего подобного не произошло. Мясо никак отрицательно на меня не повлияло. Не скажу, что живот работал как часы, но ничего критичного я не испытал. Но это дело личное, что есть. И потому я бы посоветовал вам дополнительно проконсультироваться с кем-нибудь из опытных людей на этот счёт. В предварительную подготовку входят физическая подготовка (за два месяца до Эльбруса я начал совершать регулярные пробежки и ходить в спортивный зал), пропил курс витаминов и отказался от алкоголя. Я не буду подробно описывать – всё это есть в материалах тура. Но алкоголь я всё же позволил себе пару раз употребить, но без фанатизма))

Итак, 18 июня 2018 года в городе Пятигорск в 6 утра на ж/д вокзале состоялась встреча участников с организаторами – Дмитрием и Генриеттой  Конаш. Наша группа получилась из пяти человек. Я и Анна, Вера Земскова, Максим Карасев  и Дарья Калинина. Такая небольшая группка) Дмитрий и Генриетта проверили нашу экипировку и выдали снаряжение с провизией) На этом встреча и знакомство с организаторами закончилось. Они пожелали нам отличного восхождения и хорошей дороги. Посадили в заказной автобус, который нас уже ждал, и мы отправились в посёлок Терскол. Это небольшой туристический посёлок с горнолыжными склонами. В посёлке есть много магазинов и рынок, где вы сможете докупить необходимые вещи и приобрести какие-нибудь эксклюзивные товары. Мы приехали в гостиницу «Терскол», где нам предстояла встреча с нашими весёлыми и неповторимыми гидами!) С Андреем и Ириной. И так начался наш Первый день Восхождения. В гостинице можно было оставить лишние вещи и взять с собой только то, что нам пригодится в следующие три дня – акклиматизационный этап – восхождение на озеро Сылтранкёль на высоту 2950м.

Погода была жаркая. Мы поднимались по дороге в лесу. И спустя какое-то время вышли в горную долину на высоту 2500м. Ночёвки предполагались в палатках, но там был хороший домик!) И мы решили пойти туда. В нём приготовили ужин и здорово провели вечер) Первую свою ночь мы спали в этом доме.

Эьбрус

Хочу отметить такую вещь. Очень большую роль в таких путешествиях играет погода! Есть большая разница между солнечно-ясным и дождливо-пасмурным небом. Когда смотришь видео о восхождениях, то всегда наблюдаешь благоприятную картину, которая не можешь не притягивать к себе. Но никто не снимает видео, когда тебе приходится идти по дождю с ветром)) И когда вся твоя голова занята только мыслями о том, чтобы скорее вернуться в лагерь)) Ребята, запомните, это очень замечательно, если будет стоять хорошая погода, когда вы пойдёте. Вы действительно получите незабываемые впечатления)

Во Второй день мы проснулись рано. Нас разбудил в шесть утра Гимн защиты отечества «Священная война» на будильнике Андрея) Позавтракав мы отправились дальше ввысь, на озеро. Но по дороге нас застал дождь, и небо затянуло серым. Мы переоделись в дождевики и продолжили путь. Но дождь так и не прекратился… Весь пройденный путь до озера был очень красивым. Я могу только представить насколько он мог быть потрясающим если бы не было тумана и дождя… Но что ж? Как есть… Озеро Сылтранкёль большое и красивое. Зеленоватая вода покрыта синими льдами.

Немного побывав у озера, мы начали спускаться обратно в долину в наш домик. Там мы провели весь вечер, играя в различные игры, смеясь и шутя. Развесили над печкой сырую одежду и закутались в спальники. Ночью лил дождь. Однако с утра светило солнце. Нам предстояло спускаться вниз в гостиницу, где на нашу группу было забронировано два номера. Ну, спускаться - не подниматься, и к полудню мы уже были внизу. Это был день отдыха перед Эльбрусом. Номера в гостинице «Терскол» порадовали своим комфортом. Душ, прогулка по посёлку в ясный солнечный день, ужин и сон прекрасно восстановили силы.

Четвёртый день начался по обыкновению рано. Нам был заказан автобус на канатную дорогу. По ней мы вместе со всем своим багажом и поднялись на высоту 3800 метров. Т.е. на максимальную высоту, куда может поднять подъёмник. Там на нашу группу была арендована вполне комфортная так называемая «бочка». Это, грубо говоря, «бытовка» овальной формы. В ней есть электричество и газовая плита. Ооо! И даже Интернет ловит!))

Elbrus4

Эта бочка отныне была нашим  штурмовым лагерем. Разложив вещи и пообедав, мы решили немного отдохнуть  т.к. разреженный воздух атмосферы на этой высоте стал довольно ощутим. Про себя могу сказать, что первое время я ощущал сонливость и некое апатичное состояние, а к вечеру немного болела голова. Больше на этой высоте я никаких недомоганий не почувствовал. Отдохнув, мы отправились на прогулку к «Приюту 11» (одно из местных знаковых мест). По дороге нам встречалось множество туристов со всей Европы. Они сновали вверх и вниз. Подъёмник постоянно поднимал спортсменов, тренирующихся на горных лыжах. Так же там было и кафе. Но в него у меня так ни разу и не получилось зайти. В наше время Эльбрус это большой развивающийся туристический бизнес. В общем, мы там были далеко не одни. На следующий – Пятый – день нам предстояло пройти акклиматизацию на высоте 4800 метров – скалы Пастухова. Это такая небольшая горная гряда – последний рубеж перед полным восхождением на вершину. По пути на скалы Андрей проводил с нами практические занятия по работе с ледорубом, правильным хождением в кошках и в верёвочной связке. И все эти дни мы постоянно фотографировали – себя, горы, небо и людей)

Эьбрус

У меня было хорошее самочувствие и физический тонус. И постоянно возникало желание, чуть ли не взбежать по склону вверх. Я не чувствовал себя уставшим, но когда совершал быстрый подъём, то начинал задыхаться. Это сказывалась низкая концентрация кислорода в воздухе. Ты совершаешь глубокие вдохи, но кислорода всё равно поступает мало и требуется много времени, чтобы отдышаться и вернуться в нормальное состояние. Именно поэтому по склону нельзя бегать и альпинисты поднимается медленно. Это была интересная особенность!)

Шестой день был выходным. Мы весь день гоняли чай и играли в домино))

Терскол

Прогноз погоды на завтра ожидался хорошим и было решено штурмовать вершину.

И вот, 24 июня в 1.30 ночи всем отрядом мы вышли из лагеря. Из вещей взяли с собой только какую-то сменную одежду и перекус с термосом чая. Ничего лишнего, чтобы быть налегке. Нас была группа из пяти человек и два гида. Всего семь. Небо чистое и звёздное. Спокойно и безветренно. Казалось всё благоприятствует…) Меня охватывал восторг. Ещё бы! Такой уникальный момент! Вокруг было темно, и только налобные фонарики освещали нам путь. Максим включил музыку на своём телефоне и заиграл русский рок – «Кино», «Наутилус Помпилиус», «Алиса» и др. Это было действительно уникально. Я поднимался на Эльбрус и слушал по дороге свою любимую музыку!))) И между тем дорога до скал Пастухова прошла незаметно. Начало светать.

Эьбрус

Стали видны вершины Эльбруса – западная и восточная. Вы видели уже фотографии счастливых альпинистов на вершинах? Где они стоят радостные, а за ними бескрайний горный пейзаж? Так вот я вам скажу – такие фотографии получаются, когда они поднимаются на верх в ясную погоду. Если вы подниметесь на вершину в туман, т.е. в облаках, то таких фотографий не получится! Потому что в тумане ничего не видно дальше десяти метров. Дай Бог бы вам вообще подняться)) И вот на скалах Пастухова мы увидели как западную вершину заволокло тучей или, как ещё говорят, облачной медузой.

Андрей объявил всем, что идти дальше не следует и, что нужно возвращаться в лагерь. Но как же?! А куда девать настроение и желание пройти путь до конца? Я вполне понимаю Андрея – ответственность и опыт говорили ему, что лучше вернуться вниз. Но что делать с людьми, которые горят желанием взобраться на верх? Короче, мы уговорили его идти дальше и там посмотреть, как будет разворачиваться ситуация. И он согласился. Мы шли и шли цепочкой друг за другом, всё выше и выше. И в какой-то момент мы вошли в облако. Здесь концентрация кислорода в воздухе стала ещё меньше, и на какой-то момент я ощутил эйфорию и некий эффект сомнамбулизма. Движения происходили на каком-то автомате. Я понял, что это влияние разреженного воздуха и решил усилить бдительность. Но чувствовал я себя хорошо. К сожалению, не могу ничего рассказать о том, что видел т.к. я не видел ничего. Мы были в тумане. Я видел впереди только фигуру Анны и шёл за ней) А ещё я знал, что слева откос и потому нужно идти так, чтобы случайно туда не скатиться. А если вдруг падать, то на правую сторону) Мы останавливались несколько раз на привал выпить чая и какого-нибудь тоника, поесть орехов с мандаринами – лёгкого перекуса. А потом Андрей сообщил, что мы вышли на седловину. Но это было всего лишь слово, потому что в тумане ничего не было видно. Хотя нет, это означало, что где-то там уже, может быть, скоро финиш))) Что тут можно сказать?) Это было своего рода преодоление. Меня не угнетал путь. Я мог идти и идти ещё долго. Но я чувствовал, что другим участникам сложнее. Мы продвигались медленно. Десять шагов – передышка, десять шагов – передышка. Однако, между тем, по пути нам встретилось несколько верениц туристов, которые уже спускались или поднимались. Это приободряло. Значит, ты тут не один такой)) Повторяю, мы шли в тумане, где на расстоянии десяти метров ничего не видно. Ни на какой ты высоте, ни что происходит вокруг – было непонятно. И ещё, кажется, дул ветер. Наш гид Андрей потом сказал, что это восхождение можно отнести к разряду суровых. Путь не давался легко. Но вот вдруг местность немного выровнялась и кто-то из туристов, которые попались нам навстречу сообщил, что осталось совсем чуть-чуть! Мы шли в ожидании того, когда это «чуть-чуть» уже закончится)))

Да! И вот Она! Заветная металлическая пирамидка! Западная вершина Эльбруса! 5642 метра! Самая высшая точка Европы!

Эльбрус

Мы прыгали и радовались на ней. Обнимались и пожимали друг другу руки. Мы сделали это! Время было 12 часов дня.
Спустились мы благополучно. Намного быстрее, чем поднимались. В 17 часов вечера, вроде, мы уже были в лагере. Это было круто! Это было здорово! Не смотря ни на что у нас получилось. Кому-то повезёт больше, и он поднимется в спокойную и безоблачную погоду. Но у нас получился другой экстрим)) По-задористее!) А ещё меня радовало, что я познакомился с техникой горного восхождения. Мне определённо понравилась эта стратегия. Не так-то просто взобраться на вершину. Это целый процесс! А потом у нас был праздничный ужин) Мы делились своими впечатлениями и пересказывали друг другу свой опыт)) А у каждого он был свой))
На следующий день мы спустились по канатке вниз, где в ближайшем кафе ещё раз отпраздновали наше путешествие, выпив глинтвейна за Эльбрус!)

Эльбрус

Вот такой вот он – маршрут с Юга. Конечно же, он лёгкий. Мы ни разу не ночевали в палатке. Но это могло бы случиться на озере, если бы не плохая погода. А существует ещё путь с Севера. Там суровее всё. Там вы точно проведёте все ночи в палатке)) И вещи всю дорогу будете тащить сами)) Но в этом есть своя прелесть!) По моему так мнению, взобраться с вещами без канатки до бочки, в которой мы дислоцировались вполне реально. Там даже есть дорога, которая проходит через местную обсерваторию. И вот тут встаёт такой вопрос – а что есть Восхождение? Есть ли разница как разжечь костёр – палочкой путём трения или зажигалкой, если наша цель огонь? Люди в прошлом не располагали возможностями современных достижений. Потому их восхождение было подвигом. Оно и сейчас подвиг)) Просто более комфортный)) Однако на этот счёт, я уверен, будет много доводов и аргументов, каждый из которых имеет право быть) Я бы и с севера с радостью прогулялся на Эльбрус) Так же меня спрашивают часто – пойду ли я на Эверест? Конечно пойду!)) Только когда разбогатею;) Путешествие туда стоит около 55 000 долларов)))
Если вы ни разу не были на Эльбрусе – обязательно сделайте это!) Чтобы потом не было горько обидно за бесцельно прожитые годы)))
Желаю всем вам Солнечного Эльбруса!

P.S.
Выражаю большую признательность нашей команде!)
Даше, Вере и Максиму! Ребята, это было офигенно и незабываемо!))
Андрею с Ириной! За то, что провели нас неведомыми тропами к Цели!)
Дмитрию и Генриетте Конаш! За хорошую организацию Восхождения!)
Всё было очень здорово!)

Барболин Иван

посёлок Никель, Мурманская область

Другие материалы в этой категории: